В Личном кабинете гражданина на официальном сайте ПФР www.pfrf.ru реализован новый электронный сервис. Он призван уведомить граждан о расхождениях анкетных данных, содержащихся в базе персонифицированного учета ПФР, со сведениями, содержащимися на портале госуслуг, а именно в единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА).

 ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ: Рассмотрение судами уголовных дел, расследованных в сокращённой форме дознания

Федеральным законом от 4 марта 2013 года № 23-ФЗ в уголовно-процессуальное законодательство введены правила производства по уголовным делам в сокращенной форме дознания.

Для расследования преступлений небольшой и средней тяжести может использоваться и упрощенный, ускоренный порядок дознания в сокращенной форме. Указанный процессуальный режим законодатель допускает при условии, что обстоятельства преступления просты, к моменту возбуждения уголовного дела орган дознания имеет достаточные сведения не только о лице, совершившем деяние, но и сведения об обстоятельствах совершенного преступления, при этом лицо, совершившее преступление, не обладает особым правовым статусом (не является несовершеннолетним, не относится к отдельным категориям лиц, в отношении которых применяется особый порядок уголовного судопроизводства (гл. 52 УПК РФ), а применение мер пресечения в виде домашнего ареста и заключения под стражу не требуется.

Среди трех необходимых условий производства дознания в сокращенной форме главное значение имеет признание подозреваемым своей вины, характера и размера ущерба, причиненного преступлением, а также квалификации содеянного, содержащихся в постановлении о возбуждении уголовного дела, протоколе задержания или постановлении о применении меры пресечения, т.е. в актах, с которых начинается уголовное преследование конкретного лица.

Инициатива производства дознания в сокращенной форме должна принадлежать самому подозреваемому.

Дознание в сокращенной форме исключается, а начатое производство трансформируется в обычное дознание, если:

1) подозреваемый на момент совершения преступления не достиг возраста 18 лет;

2) имеются основания для применения к подозреваемому принудительных мер медицинского характера (см. комментарий к гл. 51);

3) подозреваемый - субъект, названный в ч. 1 ст. 447 УПК;

4) подозреваемому инкриминируется преступление, по которому предварительное следствие обязательно;

5) подозреваемый не владеет языком судопроизводства;

6) потерпевший возражает против дознания в сокращенной форме.

По уголовному делу, дознание по которому производилось в сокращенной форме, судебное производство осуществляется в порядке, установленном статьями 316, 317 УПК РФ, то есть с применением порядка, аналогичному особому порядку судебного разбирательства.

Суд по этой категории уголовных дел не проводит в общем порядке исследование и оценку доказательств, собранных по уголовному делу, однако, могут быть исследованы обстоятельства, характеризующие личность подсудимого, и обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание.

По ходатайству подозреваемого и стороны защиты судья вправе приобщить к уголовному делу и учесть при определении меры наказания документы, содержащие дополнительные данные о личности подсудимого, в том числе о наличии у него иждивенцев, а также иные данные, которые могут быть учтены в качестве обстоятельств, смягчающих наказание.

В случае поступления возражений какой-либо из сторон против дальнейшего производства с применением особого порядка судебного разбирательства, а равно по собственной инициативе в случае установления обстоятельств, препятствующих постановлению законного, обоснованного и справедливого приговора, в том числе при наличии достаточных оснований полагать, что имел место самооговор подсудимого, судья выносит постановление о возвращении уголовного дела прокурору для производства дознания в общем порядке.

Приговор постановляется на основании исследования и оценки только тех доказательств, которые указаны в обвинительном постановлении.

Наказание, назначенное подсудимому, в отношении которого дознание было проведено в сокращенной форме, не может превышать 1/2 максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление.

В случае несогласия с приговором суда осужденный не вправе ставить в апелляционной жалобе вопросы о неправильной квалификации его действий, несогласии с обстоятельствами совершения преступления. Обвинительный приговор по делу, расследованному в сокращенной форме дознания, может быть обжалован только  в части назначенного судом наказания.

 

 ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ: Освобождение от административной ответственности за коррупционное правонарушение

Законодательством для юридических лиц установлена административная ответственность по статье 19.28 КоАП РФ за незаконное вознаграждение от имени юридического лица (коммерческий подкуп). Минимальный размер административного штрафа - 1 000 000 рублей и более. Срок давности привлечения ответственности составляет шесть лет.

Применение административного наказания является не единственным юридическим последствием совершения данного административного правонарушения.

Для организаций, привлеченных к административной ответственности по статье 19.28 КоАП РФ, устанавливается двухлетний запрет на участие в закупках для государственных и муниципальных нужд.

Сведения о факте привлечения организации к ответственности вносятся в Реестр юридических лиц, привлеченных к административной ответственности по статье 19.28 КоАП РФ, ведение реестра обеспечивает Генеральная прокуратура РФ, а сам реестр находится в общем доступе на официальном сайте прокуратуры.

Вместе с тем с августа 2018 года в статью 19.28 КоАП РФ внесены изменения, согласно которым юридическое лицо освобождается от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, если оно способствовало выявлению данного правонарушения, проведению административного расследования и (или) выявлению, раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным правонарушением, либо в отношении этого юридического лица имело место вымогательство.

Изменения направлены на своевременное информирование хозяйствующими субъектами правоохранительных органов о фактах преступной деятельности должностных лиц.

Нововведение особенно важно для выявления и расследования коррупционных правонарушений, имеющих высокий уровень латентности, связанной с нежеланием участников раскрывать факты корпоративной коррупции.

Необходимо отметить, что приказ МВД России от 06.06.2018 № 356 позволяет выплачивать вознаграждения гражданам, участвовавшим в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших. Согласно приказу размер вознаграждения варьируется от нескольких тысяч до 3 миллионов рублей. Объявления о вознаграждении публикуются на официальном сайте МВД. Решение о его выплате будет приниматься после задержания преступника.

В случае принятия решения о выплате вознаграждения, МВД будет уведомлять об этом гражданина в течение 14 дней со дня издания приказа. В случае отказа в выплате вознаграждения гражданин узнает об этом в течение 7 дней со дня утверждения соответствующего заключения. Вознаграждение можно будет получить как наличными деньгами, так и безналичным путем.

 ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ: «Надзорные каникулы» для малого бизнеса продлены

Федеральным законом от 25.12.2018 года № 480-ФЗ для предпринимателей продлены надзорные каникулы, то есть период освобождения малого бизнеса от проверок контролирующих органов. Ранее они действовали с 2016 по 2018 годы и с 01 января 2019 года должны были закончиться. Однако мораторий на плановые проверки для малого бизнеса продлен еще на два года: 2019-2020.

Правда, некоторые отрасли малого предпринимательства все-таки не освобождены от проверок — это предприятия и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере образования, здравоохранения, теплоснабжения, электроэнергетики, социальной сфере.

Кроме того, запрет для органов контроля не распространяется на плановые проверки предпринимателей с применением риск-ориентированного подхода. Такие проверки по-прежнему будут проводиться органами Госпожнадзора, Роспотребнадзора, Ростехнадзора, Росприроднадзора и другими органами, применяющими риск-ориентированный подход.

Также под плановые проверки могут попасть предприниматели, ранее привлеченные к административной ответственности  за совершение грубого нарушения закона.

Необходимо помнить, что так называемые «надзорные каникулы» распространяются только на плановые проверки. О нарушениях прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении органами контроля (надзора) проверочных мероприятий можно сообщить в прокуратуру по месту жительства, а также в прокуратуру Камчатского края в письменной форме, электронной форме по адресу Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. либо в устной форме в ходе личного приема граждан.

 

ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ: Об антикоррупционном контроле расходов

Конституционный Суд Российской Федерации, рассмотрев заявление муниципального депутата, у которого были конфискованы магазин, земля и одно из транспортных средств, которые он купил до избрания, указал, что в доход государства можно обратить только то имущество, которое гражданин приобрел, когда замещал должность, предполагающую контроль расходов.

Так, суд отметил, что в доход государства можно обратить только то имущество, которое гражданин приобрел, когда замещал должность, предполагающую контроль расходов, т.е. когда был служащим или депутатом. Возможность обратить в доход РФ имущество кандидата в депутаты не предусмотрена. Избирательная комиссия лишь должна направить в СМИ информацию о выявлении недостоверных сведений.

КС РФ также привел позицию Верховного суда о том, что не нужно контролировать расходы по сделкам, которые совершили супруги чиновников или депутатов до заключения брака.

(Постановление Конституционного Суда РФ от 09.01.2019 № 1-П «По делу о проверке конституционности ч. 1 ст. 16 и ч. 1 ст. 17 Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» в связи с жалобой гражданина Г.П. Кристова»)

 ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ: Введена ответственность за мелкое хулиганство в Интернете

Федеральным законом от 18.03.2019 № 28-ФЗ введена административная ответственность за распространение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информации, выраженной в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, выражает явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации.

Данное правонарушение предусматривает ответственность в виде административного штрафа в размере от 30 тысяч до 100 тысяч рублей (ч. 3 ст. 20.1 КоАП РФ).

За повторное совершение аналогичного правонарушения установлен административный штраф в размере от 100 тысяч до 200 тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток (ч. 4 ст. 20.1 КоАП РФ).

При привлечении к административной ответственности лица, ранее подвергнутого административному наказанию за аналогичное административное правонарушение более двух раз, размер штрафа составит от 200 тысяч до 300 тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток (ч. 5 ст. 20.1 КоАП РФ).

Составление протоколов об указанных административных правонарушениях отнесено к полномочиям сотрудников полиции, а рассмотрение таких протоколов – к компетенции судей.

Кроме того, статья 20.1 КоАП РФ дополнена примечанием, согласно которому обо всех случаях возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3-5 данной статьи, в течение 24 часов уведомляются органы прокуратуры Российской Федерации.

Указанный федеральный закон вступил в силу 29 марта 2019 года.

 

ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ: В каких случаях кредитная организация может поручить коллекторам взыскание долга по кредиту. Внимательно читайте кредитный договор!

Вместе с увеличением общего объема предоставленных потребительских займов гражданам Российской Федерации растет размер невыплаченной задолженности по выданным потребительским кредитам. По данным статистики за 4 месяца 2019 года общая сумма задолженности по кредитам (займы, ипотека, целевые кредиты) в России превысила 14 млрд. 800 млн. рублей.

В 2018 году в прокуратуру Камчатского края поступило 18 обращений и жалоб о неправомерных действиях сотрудников коллекторских организаций при взыскании долгов по кредитам, за 5 месяцев 2019 года – 6.

Один из главных вопросов - законно ли банк или иная кредитная организация поручили коллекторам взыскание просроченной задолженности по кредиту (займу).

Зачастую в целях быстрого погашения суммы задолженности кредитные организации и некредитные финансовые организации (микрокредитные компании и микрофинансовые организации) уступают право требования возврата суммы долга потребителя финансовых услуг (заемщика) сторонним юридическим лицам – коллекторским агентствам. В этой связи разъясняем следующее.

В соответствии с законодательством, по общему правилу, невозможно передать право требования по кредитному договору с потребителем лицам, у которых нет банковской лицензии, в частности, коллекторам. Однако такая уступка права требования все же возможна.

В соответствии с пунктом 1 статьи 382 ГК РФ право (требование), принадлежащее кредитору (например, банку) на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона.

Для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласие должника (гражданина либо организации), если иное не предусмотрено законом или договором (пункт 2 статьи 382 ГК РФ).

Верховный Суд Российской Федерации в пункте 51 постановления Пленума от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» разъяснил, что Законом о защите прав потребителей не предусмотрено право банка, иной кредитной организации передавать право требования по кредитному договору с потребителем (физическим лицом) лицам, не имеющим лицензии на право осуществления банковской деятельности, например, коллекторским агентствам, если иное не установлено законом или договором, содержащим данное условие, которое было согласовано сторонами при его заключении.

Таким образом, передача права требования по кредитному договору с потребителем (физическим лицом) организации, не имеющей лицензии на право осуществления банковской деятельности, допускается только в случае, если соответствующее условие предусмотрено договором между кредитной организацией и потребителем и было заранее согласовано сторонами при его заключении.

Данная позиция поддержана Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в определении от 14.05.2019 № 67-КГ19-2.

В отсутствие в договоре кредитования прямого условия о переуступке коллекторам права требования уплаты задолженности, передача долга заемщика в такую организацию является незаконной и может быть оспорена гражданином в судебном порядке.

Если коллекторы, которым право требования задолженности передано на законных основаниях, звонят в неустановленное время, угрожают расправой или иным способом грубо нарушают закон и ваши права, жаловаться на их действия следует в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов (контролирует деятельность коллекторских организаций) или в полицию.

 ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ: Защита основных прав граждан в суде полномочиями прокурора

Правовую основу защиты прав граждан и участия прокуроров в рассмотрении гражданских дел судом составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», другие федеральные законы и приказы Генерального прокурора Российской Федерации.

 Федеральный закон  «О прокуратуре РФ» (часть 4 статьи 27) предусматривает, что в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде свои права, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан или когда нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.

Общие положения об участии прокурора в гражданском судопроизводстве закреплены в статье 45 ГПК РФ.

          Полномочия прокурора по защите прав граждан в судах общей юрисдикции реализуются в двух формах:

а) путем обращения прокурора в суд с заявлениями в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований;

б) путем вступления в процесс для дачи заключения по делам о выселении, восстановлении на работе, возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных законами.

В гражданском процессе прокурор может подать заявление в суд по просьбе гражданина, который по уважительным причинам не может самостоятельно обратиться в суд. К уважительным причинам относятся, прежде всего, состояние здоровья или преклонный возраст.

Независимости от состояния здоровья лица, обратившегося с просьбой, прокурор может подать в суд заявление по защите таких конституционных прав, как: трудовые, семейные, социальные, жилищные, по экологическим делам, спорам в сфере образования и здравоохранения.

В гражданском судопроизводстве прокурор выступает самостоятельно и независимо от других участвующих в деле лиц, поскольку его заинтересованность в процессе вытекает из его нормативно определенных полномочий.

Вместе с тем прокурор не наделен полномочиями по надзору за деятельностью судов при осуществлении правосудия. В этом выражается одно из проявлений конституционного принципа независимости судей и подчинения их только Конституции и федеральному закону (ст. 120 Конституции РФ).

Защищая конституционные права и свободы граждан, в 2018 году органы прокуратуры Камчатского края направили в суд 818 заявлений на общую сумму около 600 миллионов рублей.

Прокуроры отстаивали в суде интересы граждан о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы, по оплате проезда в отпуск и иных выплат по трудовому договору; в целях установления факта трудовых отношений;  о признании незаконным увольнения и изменения формулировки увольнения.

Только по оплате труда в суд направлено более 160 заявлений, по результатам рассмотрения которых гражданам выплачено почти 9 млн. рублей.

Защищая социальные права граждан, прокуроры в суды направляли исковые заявления о взыскании с предприятий невыплаченных пособий по уходу за ребенком. Все заявления удовлетворены, решения вступили в законную силу, задолженности  погашены, денежные средства мамочкам выплачены.

В сфере соблюдения прав и интересов несовершеннолетних прокуроры направляли в суды края заявления: о взыскании суммы неустойки за несвоевременную выплату алиментов на содержание несовершеннолетних детей; о понуждении привести детские игровые площадки в соответствие с требованиями законодательства; о понуждении образовательных учреждений организовать питьевой режим в соответствии с нормами СанПиН; по неправомерному использованию средств материнского капитала и другие. 

Защищая конституционное право на благоприятную окружающую среду, прокуроры обращались в суд с требованиями по организации надлежащей очистке сточных вод, по возложению обязанности восстановить испорченные  земли, возместить причиненный водным биоресурсам ущерб.

Реализуя полномочия, предусмотренные частью 3 статьи 45 ГПК РФ, прокуроры вступи в судебный процесс для дачи заключения. Обязательным является участие прокурора в рассмотрении дел: о выселении; о восстановлении на работе в связи с прекращением трудового договора; о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, в том числе компенсации морального вреда. Законом предусмотрены и иные категории дел, по которым обязательно участие прокурора в судебных заседаниях.

Это дела:

- об усыновлении / отмене усыновления (ст.125, 140 Семейного кодекса РФ, ст. 273 ГПК РФ);

- о лишении родительских прав / о восстановлении в родительских правах/ об ограничении родительских прав (ст. 70, 72, 73 СК РФ);

- о признании гражданина безвестно отсутствующим/объявлении гражданина умершим (ст.278 ГПК РФ);

- об ограничении дееспособности гражданина / о признании гражданина недееспособным (ст. 284 ГПК РФ);

- о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар (ст. 34, 48 Закона РФ от 02.07.1992 № 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании");

- об оспаривании нормативных правовых актов (ст. 213 КАС РФ);

- о защите избирательных прав и права на участие в референдуме (ст. 243 Кодекса административного судопроизводства РФ).

          Из указанного перечня видно, что все дела относятся к сложным категориям дел, при рассмотрении которых затрагиваются конституционные права граждан. Именно поэтому, для обеспечения законности  и правопорядка, участие прокурора в таких делах является обязательным.

Уведомление о проведении ежегодной актуализации схем теплоснабжения

Администрация муниципального образования – сельское поселение «село Ивашка»  в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 г. № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения» уведомляет о проведении актуализации схем теплоснабжения муниципального образования – сельское поселение «село Ивашка»  на 2020 год.

Сбор замечаний и предложений от организаций, осуществляющих теплоснабжение и иных лиц, по актуализации схем теплоснабжения принимаются до 1 июля 2019 года по адресу: 688713, Камчатский край, Карагинский район, с. Ивашка, ул. Левченко д. 18, Адрес электронной почты: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра./

ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ: Воспитателю выплатили компенсацию за несвоевременно оплаченный отпуск после вмешательства прокуратуры

Прокуратурой Карагинского района проведена проверка по обращению воспитательницы детского сада села Ивашка о нарушении её трудовых прав. Несмотря на то, что изложенные в жалобе доводы не подтвердились, прокурором выявлены иные нарушения трудового законодательства. Так, в трудовом договоре, заключенном с работником, отсутствовали сведения о документах, удостоверяющих его личность, дате и месте заключения договора, идентификационном номере налогоплательщика-работодателя и условиях труда на рабочем месте.

В нарушение положений действующего законодательства оплата отпуска произведена не за три календарных дня до его начала, как требует закон, а спустя день после его начала.

Прокуратурой внесено представление руководителю Управления образования Карагинского муниципального района, которое рассмотрено и удовлетворено. Заведующей образовательным учреждением объявлено замечание, работнику выплачена компенсация за нарушение установленного срока оплаты отпуска.

Кроме того, по результатам возбужденного прокурором дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, виновному лицу назначено административное наказание в виде предупреждения.

ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ: Как платить за отопление в многоквартирном доме, если централизованное отопление не используется? Позиция Конституционного суда

Собственникам квартир в домах, подключенных к централизованному теплоснабжению, начислили плату за отопление. При этом в данных конкретных квартирах установлены индивидуальные источники теплоэнергии, поэтому отопление от централизованных сетей туда фактически не поступало.

Суды различных инстанций, рассматривавших иски собственников зданий и управляющих компаний, отмечали, что перевод отдельных помещений в многоквартирном доме с централизованного отопления на индивидуальное не прекращает потребление тепла, в том числе через стояки, проходящие по всему дому, а по существовавшему правилу вносить плату за отопление только общедомовых помещений нельзя. Специальные правила расчета платы за тепло в доме, где отдельные помещения отключены от централизованного отопления, отсутствовали.

Собственники дошли до Конституционного суда Российской Федерации. В постановлении от 20.12.2018 №46-П суд указал, что в многоквартирных домах энергоресурсы расходуются не только в интересах собственников и пользователей отдельных помещений, но и на общедомовые нужды. По общему правилу полностью отказаться от услуги по отоплению и тем самым исключить расходы на ее оплату невозможно.

Исходя из этих и других выводов КС РФ пришел к тому, что в данной ситуации нужно платить только за отопление общедомового имущества, но для этого необходимо принятие нормативных актов: правительству необходимо предусмотреть порядок определения платы за отопление в многоквартирных домах, где в отдельных жилых помещениях установлены индивидуальные источники тепла, а Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства - утвердить методические рекомендации по определению объема тепла, потребляемого на общедомовые нужды.

Участники подобных коммунальных споров не обязаны исполнять ранее вынесенные решения судов, поскольку они подлежат пересмотру с учетом подлежащих принятию рекомендаций Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Управляющим, ресурсоснабжающим и другим подобным организациям указано исчислять плату за отопление по вышеуказанным методическим рекомендациям.

В соответствии с решением суда постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.2019 №184 внесены соответствующие изменения в Правила предоставления коммунальных услуг в многоквартирных домах.